Типы голосов

Типы голосов

 

Как определить голос.

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. 

В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Различают   голос певческий, бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества  голоса певческого, как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса.

    Голос может быть поставлен для эстрадного пения, оперно-концертного пения, исполнения народных песен и т. д.

 Каждое из этих направлений имеет десятки своих подразделений. Например к эстрадному пению можно отнести  дэнс, поп, рок, кантри, джаз, госпел и каждый из этих стилей имеет свой подход к постановке голоса.

Определяющие качества   голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки.

Голос от природы имеет  регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному.

    В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру.

 

   В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

   Профессиональный  певческий голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста. 

Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов :

 

Женские голоса :

 

  • сопрано 
  • меццо – сопрано 
  • контральто 

 

Мужские голоса :

 

  • тенор 
  • баритон
  • бас
  • дискант - голос мальчиков

 

Женские голоса подразделяются на : 

Колоратурное  сопрано - самый  высокий  женский  голос. (диапазон : до первой октавы - фа третьей  октавы.) Голос  очень  хрупкий,  изящный    с   беспредельным  серебряным  верхним   регистром. Легкость  позволяет  исполнять  сложнейшие   рулады,  широкие  скачки,   изящные   мелизмы и невероятно  бравурные  пассажи.

•  Лирическое сопрано - (диапазон : до первой октавы - до, ре третьей октавы.) Голос   кантиленный, мягкий, ярко  звучит   на   всем   диапазоне. 

•  Лирико - драматическое  сопрано - более объемный,очень  выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто. 

•  Драматическое сопрано - сильный, объемный,  ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю  партию на сильном эмоциональном накале. 

•  Меццо - сопрано  - средний голос между сопрано и контральто.

•  Лирическое меццо - сопрано  - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон :  ля малой октавы -  ля, си второй октавы ). 

•  Центральное  меццо-сопрано - крупный, плотный, сильный голос. 

•   Колоратурное меццо-сопрано - очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры  и  рулады. 

•   Контральто -  самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами.

 

Мужские голоса подразделяются на:

 

•  Лирический тенор  - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос  (диапазон: от до первой - си, до третьей). 

•  Лирико-драматический тенор  -  более спинтовый и плотный голос. 

•  Драматический тенор  - объемный, яркий,  голос с металлом, по природе очень сильный.

•  Контр - тенор   -  голос, звучащий в тесситуре меццо-сопрано.  Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной, барочной музыке.

•  Лирический баритон  - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы).

•  Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону    голос.  

•  Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой октавы -ре, ми первой октавы).

•  Высокий бас   -  обычно характерный, подвижный ,комический. 

•  Центральный бас  -  крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной  регистр.

•  Бас-профундо  -   очень низкий, грудной, объемнейший голос. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

•  Дискант - голос мальчиков. Дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям. 

  

Певческие регистры:

 

1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы. 

(Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет ).  

2. Средний регистр: I октава (сим-ре2). 

(Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).  

3. Верхний регистр: II октава,  женщины могут петь выше.  

( Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной). 

4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си2 и выше.

 

Диапазон

Диапазон определяется набором звуков, которые можно спеть голосом (определить диапазон студента). 

Диапазон – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного. 

 

Тесситура

Тесситура - это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону. 

Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки - значит тесситура высокая и т. д.

 

Тембр

Тембр - это окраска голоса ( мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.

Например: 

По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства детей определялись одни и те же цвета на звуки:  

 нота фа1    - желтый цвет(теплый),  

 нота соль - зеленый цвет (ласковый), 

 нота ля    - красный цвет (устойчивый, густой), 

 нота си    - голубой цвет, почти что насыщенный синий (летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.),  

 нота до2   - белый цвет, 

 нота ми1  - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный), 

 нота ре1   - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый), 

 нота до1     - черный цвет

 

 


Loading...
Loading...